Россия будет укреплять военно-политические и военно-технические связи со странами Латинской Америки. Наши корабли получат беспрепятственный доступ к портам в Карибском море, Атлантическом и Тихом океанах, а наши стратегические ракетоносцы смог приземляться на военно-воздушных базах Венесуэлы, Кубы и Никарагуа. Пикантность ситуации в том, что до последнего времени эти страны находились исключительно в сфере влияния Вашингтона, так называемого «заднего двора» США…
Визит Шойгу в этот регион – уже не первый. Начиная с 2000-х годов Москва активно диверсифицировала свои военно-технические связи. Наряду со стратегическим партнерством с Индией и Китаем появились Венесуэла и Бразилия. Весной 2013 года стоимость подписанных с Каракасом контрактов оценивалась в $ 11 млрд. По данным зарубежных источников, Каракас получил от Москвы танки Т-72B1, боевые машины пехоты БМП-3М и БТР-80А, самоходные гаубицы 2С19 «Мста-С», 152-мм системы залпового огня БМ-21 «Град», самоходные минометы «Нона-СВК», военные грузовики «Урал-4320», «Урал -3206», мобильные установки залпового огня «Смерч», в скором времени начнутся поставки вертолетов огневой поддержки Ми-28НЭ, — сообщает испанский военный журнал Infodefensa. Среди покупок зенитно-ракетные комплексы, истребители Су-30МК2, лицензия на производство автоматов системы «Калашникова» в Венесуэле.
Не менее впечатляющие успехи и в Бразилии. Страна покупает у России военно-транспортные вертолеты Ми-171Ш, Ми-26, ударные Ми-35, зенитно-ракетные системы «Игла» и «Панцирь-С1». В 2013 году в ходе визита Сергея Шойгу в страну обсуждалась возможность получения Бразилией технологий по производству этой высокотехнологичной военной техники.
Никарагуа и Россия возобновили экономические связи и военное сотрудничество после возвращения к власти в 2007 году лидера Сандинистской революции Даниэля Ортеги. В частности, страны имеют общие интересы в сельском хозяйстве, космической сфере, энергетике и связи. В июле 2014 года Владимир Путин посетил Никарагуа в рамках поездки по Латинской Америке, где встретился с президентом республики Даниэлем Ортегой. В ходе визита обсуждалось военное сотрудничество, тема размещения наземных станций ГЛОНАСС на территории Никарагуа, а также участие России в строительстве Никарагуанского канала, который свяжет Атлантический и Тихий океаны, создание военной инфраструктуры для защиты этого объекта.
В прошлом году в Никарагуа при содействии России был создан учебный центр имени маршала Жукова, где готовят специалистов для сухопутных войск страны. Кроме того, был открыт завод по утилизации боеприпасов с истекшим сроком годности, который построили при помощи Москвы рядом с Манагуа. В ходе текущего визита Сергей Шойгу открыл в стране топографический центр, оборудование для которого поставлено и смонтировано российскими специалистами. Центр расположен на территории главного командования армии Никарагуа.
Эксперты замечают, что поставки вооружения и военной техники — всего лишь часть глобальной заинтересованности России в Латинской Америке. Москва расширяет свое геополитическое присутствие в мире. Сергей Шойгу не скрывает, что Москва намерена создать целую сеть военных баз: во Вьетнаме, Венесуэле, Никарагуа, Сингапуре, на Сейшельских островах и Кубе. В октябре 2014 года согласие на размещение российских военных баз на своей территории дала Аргентина. Как отмечало тогда издание Guardian Liberty Voice, «США фактически проспали появление российских военных баз». По словам Шойгу, переговоры касаются не только создания как таковых баз, но и упрощения заходов кораблей в порты этих стран, а также возможности дозаправки самолетов дальней авиации.
«Мы активно летаем, но чтобы активно летать, нужны базы дозаправки, нужно, чтобы наши заправщики Ил-78 ждали самолеты либо на экваторе, либо в других местах», — сообщил министр.
По мнению профессора Академии военных наук Вадима Козюлина, «Россия включилась в геополитическую борьбу с США. Владимир Путин весьма четко дал понять, что не согласен с формированием однополярного мира. Создание российских военных баз по всему миру — один из шагов к прекращению гегемонии одного из политических игроков на международной арене».
«Представьте, какой может быть эффект если наши боевые корабли станут нести боевое дежурство в Карибском море или у Тихоокеанскго побережья США на постоянной основе, — рассказал Козюлин. — А почему нет? Если с марта прошлого года, только в Черном море находилось до 25 боевых кораблей США, занимавшихся отслеживанием деятельности наших военных в Крыму и других граничащих с Украиной районах».
В ходе визита Шойгу в Никарагуа, как отмечает эксперт, было подписано соглашение об уведомительном посещении российскими военными кораблями двух крупнейших портов страны: тихоокеанского Коринто и расположенного на восточном побережье Блуфилдс. Есть мнение, что одной из главных тем сотрудничества с Манагуа в ближайшие годы может стать обеспечение безопасности российскими военными строительства Никарагуанского канала, которое началось осенью 2014 года. К слову, порт Блуфилдс находится вблизи места, откуда будет начато строительство нового канала из Атлантики, через Карибское море в Тихий океан. По расчетам экспертов, канал сможет пропускать вдвое больше судов и кораблей,чем делает сейчас это Панамский канал.
Не менее интересные планы России и на Кубе. В прошлом году в СМИ появилась информации о том, что Москва снова заинтересована в открытие разведывательного центра в кубинском городе Лурдес. Наши военные оставили его в 2001 году «на волне» дружбы с США. Правда, на официальном уровне подтверждения о возвращении на остров Свободы нашего разведцентра нет. Хотя все понимают: «дыма без огня не бывает». Судить об этом можно хотя бы по реакции Барака Обамы, который буквально накануне визита российского министра обороны на Кубу заявил о необходимости ослабления экономического эмбарго на остров Свободы и налаживания нормальных отношений с Гаваной…
Дмитрий Литовкин