Медведь как оберег семейного очага на Руси. Забытая свадебная традиция

Мудрость русского народа невозможно переоценить: у него ничего не бывает случайно, повсюду присутствует символика, всему придается значение. Правда, в XX веке в связи с изменением идеологии множество праздников и примет было утеряно и забыто. Коснулось это и свадебных обрядов. На смену им пришла регистрация в ЗАГСе, фотосессия, застолье с зажигательным тамадой и бытовые подарки гостей. А в начале XXI века вообще стали перенимать традиции Запада. Так, например, на многих торжествах сейчас используют свадебную арку, а в конце вечера невеста бросает свой букет незамужним подругам, а жених — подвязку невесты.

Если мы все же вернемся к истокам, то обнаружим, что отношение к свадьбе у русского народа всегда было ответственным — жениться один раз и на всю жизнь. Поэтому свадебный обряд был не только красив, но и наполнен различными знаками и символами. Присутствовали обязательные элементы: сватовство, сговор, подготовка приданого, особые подарки, пир, ритуальные танцы и песни. Свадьба не обходилась без особых символичных обрядов таких как покрытие головы невесты после венчания. Традиция берет начало в древности, когда славянка до замужества ходила с непокрытой головой, и во время церемонии покрытие головы означало взятие в жены. В жениха и невесту бросали соль, дом устилали сеном как символом будущего благосостояния.

Существовали и другие свадебные ритуалы, о которых знают немногие. Речь идет о традиции дарить молодоженам фигурку медведя с вырезанным именем “Тихий” (в более поздние времена “Тихон”) как оберег счастья и благосостояния в браке. Ещё в Древней Руси во времена язычества медведь считался хранителем домашнего очага. По поверьям его изображения и изваяния приносили семье благополучие, достаток, спокойствие и удачу.

Такой культ медведя связан с представлением о медведе как существе, близком человеку. Доказательством этого служили различные названия медведя: «старик», «дед», «дедушка», «дядя», «муж», «жена». Манси называли его «лесная или горная женщина», кеты- «шерстной человек», якуты — «князь зверей», буряты — «царь-человек», айны — «маленькое дорогое божественное создание». Подобные эвфемизмы возникли вследствие поверья, что опасное животное может сразу появиться, если его назвать по имени.

Интересной выглядит точка зрения о происхождении самого слова “медведь”, которая выражается в том, что оно явилось результатом замены прошлого табуированного имени этого животного, неизвестного сейчас, а потом само слово «медведь» стало табуированным и заменялось названиями, которые были обозначены выше, и такими эпитетами как «бурый», «косолапый», «тихий», «мохнатый», «старый».

Также у древних славян медведь был олицетворением бога Велеса. Знак Велеса в языческом представлении являлся символом терпения и упорства, стремления к духовному познанию и талисманом, приносящим земной достаток.

Но вернемся к свадебным обрядам. На самом празднестве образ медведя занимал центральное место. Всё опять же связано с народными поверьями, согласно которым медведь защищает от нечисти, являясь чистым животным, и злые духи не могут принимать его облик.

Ряженый в шкуру медведя выполнял эту функцию, оберегая жениха и невесту от происков нечистой силы. Со временем медведь приобрел символику плодовитости и плодородия, в связи с этим образ медведя напоминал на свадьбе об одной их главных целей брака — рождении детей, и по поверью, помогал семье укреплять род.

Важная роль отводилась медведю не только у славян, но и в свадебных обрядах мордвы Поволжья. В своем исследовании «Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор: историко-этнографические, региональные, языковые аспекты», В.И. Рогачев отмечает, что «сам свадебный обряд был призван не только придать легитимность браку, но также запустить находящийся в покое потенциал репродуктивности, обеспечивающий рабочие руки». Поэтому «от свадьбы требовалось, чтобы она сразу дала толчок к деторождению». В связи с этим на колени невесты сажали детей, кормили молодых яичницей и т.д. Ряженый медведь на празднике бегал за молодыми девушками с толкушкой, выполняя ту же функцию. Интересен тот факт, что поверьям мордвы медведь снился к богатому жениху. А в свадебной поэзии народа можно встретить упоминание «овто» — медведя, который в старину считался покровителем рода, семьи.

У мордвы- каратаев «аю»- медведь является ключевым персонажем среди ряженых. «Персонаж олицетворял тотема-покровителя, обеспечивающего, по представлениям людей, достаток, благоденствие, счастье новой семье» . Поэтому фигура «аю» была сквозной в свадебном обряде, и ему посвящались песни.

Что касается славян, то особое отношение к медведю сохранилось и после принятия христианства. Он остался символом плодородия, покровителем брака — ряженые как и в язычестве переодевались в шкуру медведя. Кроме того, на свадьбе «медведем» и «медведицей» называли жениха и невесту.
«Свекор батька говорит;
«К нам медведицу ведут»
свекровь матка говорит
«людоедицу ведут».

На свадебном празднестве кричали: “Медведь в углу!”, невеста отвечала: “Петра Ивановича люблю” и целовала жениха. Также была традиция, согласно которой первую брачную ночь молодожены могли провести на шкурах медведя.

Существовали приметы, которые отражали сохранение связи медведя и брака. Например, приводили ручного медведя в дом, и, если он ревел, то скоро в этом доме будет свадьба. А девушке снился медведь к жениху, свадьбе или прелюбодеянию. “Видеть во сне медведя — ожидать сватов.”

В преданиях и фольклоре медведь иногда предстает как брачный партнер. Например, мотив выхода замуж за медведя представлен в русских песнях:
«Медведь-пыхтун
по реке плывет;
кому пыхнет во двор,
тому зять в терем»

В период становления христианства на Руси в XX-XIII вв. сохранилось особое отношение к медведю, поэтому люди продолжали называть медведя разными эвфемизмами, например, эпитетом “тихий”. Одна из версий происхождения этого эвфемизма — от слова «тихо», которое, по поверью, произносили вблизи берлоги медведя. Как уже было сказано, медведь в представлении русского крестьянина не только опасное животное, которое свирепеет, если его разбудить или просто встретить, но и священное животное предков. Память об этом сформировало поверье: нужно сказать «тихо», если услышишь шорох в лесу, тогда медведь уйдет и не станет нападать.

Одновременно с приходом православия стало популярным среди русского народа имя Тихон, которое пришло к нам из Греции в X-XIII ввеках. Греческое имя Τύχων происходит от имени греческой богини удачи и фортуны Тюхе и в переводе означает «удачливый» или “приносящий удачу”.

Предположительно именно созвучие прилагательного «тихий» и православного имени Тихон послужило причиной сначала величать этим именем царя русской тайги, а потом и фигурку этого животного при дарении как талисман семейного очага, сопутствия удачи в браке и делах. Так, в традиционном свадебном обряде некоторых народностей Сибири упоминается подарок в виде фигурки медведя, которого величали “Тихон”.

Приготовление невесты к свадьбе начиналось заранее. Девичник был важным элементом этих приготовлений и прощания с родным домом и мог продолжаться от недели до двух недель. У невесты собирались около 15 «шитниц» и «девишниц», которые вместе шили до вечера, пели прощальные песни, причитания. Вечером их навещал жених с привезенным им ларцом с лакомствами (крупными и мелкими орехами, пряниками, конфетами, изюмом), и перстнями, румянами, зеркальцем, мылом, гребешком и другими подарками. Невеста же в ответ угощала чаем жениха и парней, сопровождавших его, и дарила будущему мужу фигурку медведя “Тихона/тихий. Чем фигурка была больше и изысканней, тем большее уважение проявляла невеста своему суженому.

Символика этого подарка берет начало в традиции, согласно которой в свадебном обряде «медведем» довольно часто называют жениха…”, о чем было сказано выше, так как это животное в язычестве было священным, и являлось символом умения быть трудолюбивым хозяином мира, мудрым хранителем запасов и умелым купцом — главные мужские черты, важные для построения крепкой семьи. А также медведь в символике древнерусских символов и знаков означает умение быть хорошим учителем, воспитателем детей — в семье это играет не последнюю роль. Знак медведя изображался преимущественно на мужских талисманах, и такой подарок невесты знаменовал принятие ею главенствующей роли мужа в семье, так как он от природы наделен нужными свойствами сильного покровителя и защитника, а для мужчины этот подарок был напоминанием о той ответственности, которая лежала на его плечах. После свадьбы фигурка медведя ставилась в доме новобрачных как оберег счастливого брака, тишины и мира в семье.

Таким образом, медведю присуща брачная символика, его образ присутствует в свадебных обрядах и песнях, дарении, это оберег семейного счастья и благоденствия. Подарок фигурки медведя жениху, которого величали Тихон, был одной из тех многочисленных добрых традиций, которые были забыты, но сегодня постепенно возрождаются.

Share this:

Author: Alexandr