Украинское государство практически прекратило свое существование как организованная структура. Уверен, что найдется много желающих оспорить этот тезис, указав на физическое уничтожение инакомыслящих, обстрелы и подготовку наступления на Донбассе, американских десантников на Яворовском полигоне и массу других фактов, якобы указывающих на то, что труп живее всех живых.
Что ж, смешно было бы отрицать, что существует группа лиц, именующая себя органами государственной власти Украины, опирающаяся на определенные вооруженные формирования и даже признанная законной властью Украины мировым сообществом.
Более того, установив режим террора и опираясь на внешнюю поддержку, эта группа лиц осуществляет достаточно плотный контроль над большей частью территории Украины. Однако президенты, ничего не контролирующие за пределами столиц, есть в Сомали и в Афганистане. Коалиция во главе с Саудовской Аравией пытается вернуть к власти беглого президента Йемена. В Ливии тоже есть люди, называющие себя законной властью. Все эти режимы признаны мировым сообществом, имеют своих представителей в ООН и посольства по всему миру. У этих «властей» даже есть некие силовые структуры, и к ним также прибывают иностранные «военные советники». Но государство в каждом из описанных случаев отсутствует.
Потому, что государство — не просто вооруженный контроль над территорией. Территорию контролирует и банда. И не просто дипломатическое признание и представительство в международных структурах — добрый десяток лет Китай в ООН был представлен режимом Чан Кайши, к тому времени контролировавшем только Тайвань (Формозу). Государство, прежде всего — определенный набор политических, социальных, экономических и административных функций. Все эти функции киевский режим с себя сбросил.
Политические права (даже в рамках нацистского законодательства) не гарантируются, включая право на жизнь. Социальная сфера не финансируется. Административная вертикаль разрушена, хотя бы потому, что кто попало может устроить кому угодно «мусорную люстрацию», да и по многим другим причинам, среди которых не последнее место занимает непрофессионализм «революционных кадров», пришедших «наводить порядок». Экономики просто нет. Каким-то чудом работающие предприятия и постепенно скатывающееся к натуральному сельское хозяйство не представляют единый комплекс. Это как босоножки, кальсоны и меховая шапка — предметы одежды, но не костюм, даже если кроме них на человека ничего не надето.
Режим удерживается только террором и, по сути, является бандой, установившей вооруженный контроль над территорией с населением в 40 миллионов человек. Его даже с «Исламским государством» нельзя сравнить. В последнем случае мы имеем дело с идеологизированными террористами, а киевский режим хоть и поддерживается идейными неонацистами, является для них лишь попутчиком и состоит преимущественно из воров и казнокрадов, ставших путчистами и убийцами, поскольку в прежнем режиме грабить было уже невозможно.
Ну а банда, какой бы большой и хорошо вооруженной она ни была, и кто бы ни признавал ее легитимной, долго удерживаться у власти не может. Она либо должна переродиться в полноценную настоящую власть (так часто случалось после революций), либо она распадается, начинает пожирать саму себя, и в конце концов ее добивает благодарное население и/или соседи.
Тем не менее, похоже, что ошалевшие от выпавшей им на долю удачи киевские маргиналы в Раде, Кабмине и Администрации президента собираются жить и управлять вечно.
Об этом, в частности, свидетельствует их законотворчество. Обращаем внимание именно на законотворческую деятельность, поскольку она, во-первых, является основой всей системы, а, во-вторых, является, пожалуй, единственной сферой непосредственного взаимодействия Рады, Кабмина и президента, являющихся субъектами законодательного процесса.
На текущей неделе внимание российских СМИ, политиков, экспертного сообщества привлек так называемый «закон Ляшко» (хоть законопроект и подписало полтора десятка депутатов именно Ляшко является знаковой, известной российскому обществу фигурой).
Законопроект называется грозно: «О национализации имущества Российской Федерации и ее резидентов». Ссылаясь на принятый той же Радой в понедельник закон о признании РФ страной-агрессором, авторы законодательной новеллы предлагают отобрать у России и ее граждан все то имущество, до которого сумеют дотянуться руки украинских властей.
Я бы мог выдвинуть несколько различных версий цели и смысла данного законопроекта и его возможного влияния на судьбу российско-украинских отношений. Пару штук для примера навскидку:
1. Законопроект — очередная провокация, призванная втянуть Россию в войну. Как
только он начнет применяться, Москва не сможет игнорировать факт откровенного, наглого грабежа и вынуждена будет послать войска на Украину, к чему ее при помощи Киева давно принуждает Вашингтон.
2. Законопроект направлен на пополнение пустой казны в условиях, когда МВФ денег не дает, кредиторы отказываются от реструктуризации долгов или их списания и Украине угрожает дефолт. А так мало того, что можно не отдавать 3 миллиарда долларов российского кредита, подлежащего выплате в конце года (ну и что, что Евробонды — закон есть закон, Киев будет утверждать, что это форс-мажор, и банкротом он не является), а также почти 2,5 миллиарда долларов долга «Газпрому», но и попробовать удовлетворить остальных кредиторов, украденным у России имуществом.
Можно предложить и десятки других объяснений, но все они будут ложны, потому, что на деле законопроект — пустышка. Даже если он когда-нибудь попадет из комитетов в сессионный зал, будет проголосован, подписан президентом и вступит в силу. Даже если у банды, захватившей Украину, к тому времени еще будут оставаться силы на его реализацию, он, несмотря на грозное название, не предусматривает конфискации имущества РФ или ее граждан.
Законопроект № 2678 от 20 апреля есть на сайте Верховой Рады, и каждый может убедиться в том, что статья третья данного законопроекта предполагает, что для национализации чего бы то ни было Верховная Рада должна принять еще один специальный закон, проект которого должен быть подготовлен и подан Кабмином Украины и который фактически должен представлять из себя список, подлежащего национализации имущества. То есть даже будучи принятым, законопроект № 2678 будет не более чем законом о том, что надо принять еще один закон.
Чтобы было понятно, как скоро это может произойти, напомню, что со второго декабря прошлого года на рассмотрении комитетов Верховной Рады находится законопроект о денонсации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ. Характерно, что 10 февраля 2015-го поступил на рассмотрение в комитеты и тоже завис там проект закона о приостановлении действия отдельных статей того самого договора, который Рада собирается денонсировать. Пока ни один из этих законопроектов не собрал все необходимые заключения, и их рассмотрение в сессионном зале до парламентских каникул представляется маловероятным (чтобы не сказать вовсе невероятным). А каникулы заканчиваются в сентябре, когда Раде, если она еще будет существовать, и Киев еще будет местом ее дислокации, найдется, чем заняться и без денонсаций.
Так вот, если парламент не в состоянии рассмотреть вполне понятный закон о денонсации договора со страной, которую он же объявил агрессором (кстати, и закон о выходе из СНГ он также не может принять), то каким же на очереди будет закон о необходимости принятия еще одного закона, который позволит отобрать неведомое имущество у неведомых людей. Ну а если он когда-нибудь и будет принят, Кабмину необходимо будет в рамках своей процедуры, включающей длинные и сложные согласования доброго десятка ведомств, разработать законопроект, содержащий список подлежащей национализации собственности.
Потом этот законопроект Кабмин должен будет внести в Раду. Рада должна внести его в повестку дня и отправить на экспертизу в Комитеты. И только потом он может вновь появиться в сессионном зале, чтобы будучи проголосованным в двух чтениях отправиться на подпись вначале спикеру, а затем президенту. В любой фазе законопроект может зависнуть навсегда, а президент может его ветировать и вернуть в Раду для сбора 2/3 голосов (300 депутатов из 450). Наконец, после всех перипетий, если Закон, предусматриваемый статьей 3 «закона Ляшко», будет опубликован и вступит в силу, Кабмин должен будет разработать и спустить на места инструкцию по его применению.
Короче, это навсегда. Столько не живут. Тем более, столько не проживет Украина.
Спросите, зачем же Ляшко и компания этот закон вносили? А вы посмотрите, сколько на сайте Рады законопроектов, ждущих заключения комитетов. Более 7 тысяч, а может быть, и все 10. Голосуя в день по три закона, включая праздничные, выходные, несессионные дни и дни парламентских каникул, Рада рассмотрит эти законопроекты за три года (за это время можно внести 100 тыс. новых). Если же исключить дни, когда депутаты законы не голосуют, то парламенту понадобится не менее 10 лет, чтобы разобраться только со ждущими экспертизы законопроектами.
Это значит, что большинство из них никогда не б
удет принято. То есть они подаются в порядке пиара. 9 мая 2013 года Ляшко носил георгиевскую ленточку и пиарился на Великой Победе. 9 мая 2014 года Ляшко пиарился на расстреле праздновавших Великую Победу мариупольцев. Почему 9 мая 2015 года Ляшко не может попиариться на законе о национализации российской собственности?
Тем более что для того, чтобы что-то у кого-то забрать, Киеву никакого закона не надо — можно послать на дело якобы никем не контролируемых нацистов, которые заберут у «агрессора» или его «пособников» все, что скажут.
Если же все-таки предположить, что Ляшко и его подельники искренне надеются, что закон о национализации российской собственности когда-нибудь вступит в силу, то, как было замечено выше, они должны быть готовы повторить подвиг Агасфера. С учетом все возрастающего количества желающих их повесить, это вряд ли.
Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования, специально для «Актуальных комментариев»