Заявления Таллина уже нервируют ЕС
Призыв президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса к НАТО начать реальную войну с Россией в случае кибератаки на республику вызвал бурю негодования в Интернете.
Еще бы. Ну вот представьте: талантливый хакер, да еще непонятно, из России ли, отключает правительственные сайты, запускает «червя» в системы управления, например, энергохозяйством, и в ответ Москва получает ядерный удар. Или страны НАТО начинают вторжение в Россию. Сюжет для фантастического романа? Но президент Эстонии пытается превратить его в явь.
В нашумевшем интервью «The Times», где Тоомас Хендрик Ильвес к тому же оскорблял страны ЕС, выступающие за ослабление санкций против нашей страны, он сказал: в случае российской кибератаки на Эстонию НАТО должен ответить в соответствии с 5-й статьей договора альянса, подразумевающей коллективную оборону «путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы…».
«Доиграются: острое заболевание может перерасти в хроническое, — пишет на сайте rus.delfi.ee пользователь под ником «Кленский». — Ильвес разменивает судьбу эстонского народа на агрессию США и НАТО против России. Чьи интересы он обслуживает, знает уже каждый эстонец». Автор, по-видимому, — известный эстонский журналист, политик, правозащитник Димитрий Кленский.
«Быть может с Эстонией и ее народом его не так уж и много связывает», — задает риторический вопрос «Alex Melon». Похоже на правду. Родился Тоомас Хендрик Ильвес в 1953 году в Стокгольме, куда родители сбежали в 1944 году от наступавшей Советской армии. Почти всю жизнь прожил в США. В 1984-1993 годах работал в Мюнхене на радио «Свободная Европа».
Так что идеологическая закваска происходила в условиях борьбы с СССР и Россией. И честно говоря, его дальнейшая карьера очень похожа на продвижение «засланца». С 1993-го на службе как бы независимой Эстонии. Сначала был послом в США, Канаде и Мексике, потом главой эстонского МИД, а с 2006-го – президент. Президента в Эстонии выбирает не народ, а парламент.
Пользователь «Rokus»: «Чьи интересы может обслуживать американец, поставленный сюда Америкой, слабо говорящий на эстонском?».
«Чтобы остановить Нарвские электростанции, достаточно открыть шлюзы на российской стороне и спустить водохранилище, — иронизирует «Mikko Pekkonen». — Подстрекательство звучит все чаще и чаще. Доиграется…».
Мнение пользователя под ником «VVS»: «Этого гражданина не стоит выпускать в общество весной. Обострение, конечно, дело личное, но пора уже прекратить позорить население. Все-таки тут не конченные дебилы проживают. По крайней мере, не все».
И вот что пишет о президенте Эстонии пользователь под ником «ВангИльвес»: «Он не нагнетает. Он, похоже, озвучил разработанный сценарий». Шутки шутками, но «американский варяг», вполне возможно, действительно проговорился об американском же сценарии. США поднаторели на кибератаках как минимум на совместных учениях с Лондоном в 2013 год, а по неподтвержденным данным — на реальных: против Ирана, Израиля, Афганистана. А новая военная стратегия США указывает на кибератаки как «casus belli» («военный инцидент») обычной войны. То есть на повод для военного ответа. И это очень похоже на высказывание американского президента Эстонии.
Исторический опыт говорит: войны часто начинаются именно с провокаций. Киберпровокация вообще может быть столь изощренной, что концов не сыщешь, а вот обвинить можно кого угодно, точнее, кого геополитически выгодно в данный момент.
Громче всех как раз и кричит-обвиняет Эстония. В 2007 году, после того, как власти республики удалили из центра Таллина памятник освободителю от фашизма – «Бронзового солдата», жестоко подавили акции протеста, не известно откуда была осуществлена массовая кибератака на сайты правительственных учреждений и крупных банков. Сбои в их работе в течение нескольких дней напугали местные власти. Тревога понятна: сегмент Интернета в Эстонии является одним из самых развитых в мире. Но тут возникает и зависимость от электроники. Сбои опасны, парализуют жизнь в стране.
Официальный Таллин тут же обвинил Россию в кибератаке, и этот инцидент послужил стимулом для стремительного развития западной антироссийской киберидеологии. Правда, доказать, будто российские власти имели отношение к интернет-инциденту, не удалось. Об этом даже с сожалением сказал тогдашний министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо.
Руководитель финской лаборатории по разработке антивирусного программного обеспечения «F-Secure» Микко Хюппонен на международной конференции на тему киберконфликтов говорил в Таллинне, что кибератаки на Эстонию в 2007 кибервойной не являются. «Мне сложно увидеть за атаками четкие связи с государствами», — заметил он.
Но для эстонской политической элиты мнение экспертов не имеет значения. Россия все равно виновата. А если уж серьезные эксперты не могут увидеть связи хакерских атак с государством, то для политиков антироссийского толка, как раз наоборот, это выгодное обстоятельство для создания «casus belli». Так можно осуществить и провокацию с «секретных» серверов, запутав компьютерные связи, а можно со страху принять за кибератаку России козни хакеров.
Скоро ли случится момент компьютерного «casus belli»? Тьфу-тьфу, слава богу, Тоомас Хендрик Ильвес, кажется, пожалел Россию. Выяснилось, что к президенту Эстонии подходили разные политики Евросоюза и интересовались: «Вы что хотите делать – бомбить Россию?». Президент Эстонии, наверное, был горд, но мы-то понимаем, когда и к кому нормальные люди подходят с такими вопросами. В общем, он успокоил: «У меня нет желания бомбить Россию».
Хорошо бы, чтобы Обама прислушался и выполнил указание президента Эстонии и не грохнул атомной бомбой в ответ на действия какого-нибудь наглого хакера.
5 апреля 2015 года 14:26 | Сергей Орлов